Среда обучения

За дизайн ответил!

Разговор со студентом-иконографистом Сергеем Ершовым
Сергей Ершов
Отвечал: графический дизайнер и наш студент
Татьяна Павлова
Вопросы задавала: куратор образовательного проекта
Сергей поразил нас в самое сердце историей своей учебы и работы еще год назад. Он начал с самых азов и проделал уже довольно большой путь. Сейчас он получает заказы из Европы и Австралии. А еще недавно нарисовал иконки и для нашего нового сайта.
— Сергей, расскажите, как вы стали повелителем иконок?

— Звучит весело, но я бы слово «повелитель» поставил в неоднозначные кавычки. Но раз вы настаиваете. Кажется, еще в конце первого курса наш лидер факультета Максим Десятых провел курс лекций по предмету "Портфолио". Я помню, как он настаивал на том, что портфолио для дизайнера это как трудовая книжка, с разницей в том, что эту книжку ты можешь составить сам. Ну и так как составление такого портфолио было домашним заданием, мне просто пришлось собирать его из малых крупиц того, что я делал когда-либо. А имея за своей спиной такой маленький опыт и нулевую практику, я засел за выдумывание фейковых работ, например, логотип города или сайт по продаже спичек. И тут меня понесло учавствовать в различных конкурсах, коих в наше время просто нереальное множество. Сделал я фирменный стиль для Гончаровского парка. Там были и логотип, и документация, и навигация, и пиктограммы. Конкурс я, конечно же, не выиграл, зато выложил работу на Behance, и примерно через месяц мне написала некая Мария Гонсалез и предложила сделать набор из 50 иконок в стиле тех, что я делал для парка. Ок, сказал я и принялся за работу. Делал долго, все-таки курс иллюстратора еще даже не до конца был пройден, и возникали в основном технические проблемы. Это тестовое задание я успешно прошел, получил заветные $350 и подписал небольшой контракт на работу в Flaticon, самой большой дизайн-студии иконографики в Европе. И вот уже почти два года без остановки осваиваю это ремесло.
В свое время я уже пытался поступить на дизайнера, но все попытки разбивались о мой график работы вахтой.
А как вообще пришли к идее заняться графическим и диджитал дизайном?

— В свое время я уже пытался поступить на дизайнера, но все попытки разбивались о мой график работы вахтой. В то время не было даже такого понятия, как обучение дизайну заочно, чего уж говорить о дистанционном. В 2013 году тогда еще будущая жена прислала ссылку на сайт Уника и практически настояла на моем поступлении. А я сопротивлялся, если честно: ну куда в 31 год начинать осваивать новую профессию.

Avatars icons из портфолио Сергея

У меня есть смутная догадка про опыт: что всякий прошлый опыт дает особенную оптику взгляда на текущую профессию. Расскажите немного про ваш. И привнесла ли ваша прежняя профессиональная биография некоторый нюанс в ваше текущее видение?

— Да, думаю, все что происходит с нами, оставляет свой след. Для меня две разные сферы деятельности это сильнейший контраст. Но тут обратный эффект, скорее мой дизайнерский опыт влияет на некоторые аспекты работы в газовом промысле. А вообще я в шоке от молодежи, от тех, кто схватывает на лету и реально очень быстро учатся и становятся профессионалами.
Самое вкусное и в то же время забивающее всю оперативку в моей голове - это поиск какого-либо решения.
В каком направлении - или нескольких - планируете двигаться и расти? Что привлекает, и главное, почему именно это?

— Сейчас я немного подвис именно на иконках и совершенно не могу остановиться. А вообще вижу свое будущее в продуктовом дизайне. С другой стороны, тащусь от продуманных логотипов и фирменных стилей. Именно поэтому пришлось поскакать с графического факультета на диджитал. Самое вкусное и в то же время забивающее всю оперативку в моей голове - это поиск какого-либо решения. Когда сначала вываливаешь все, что знаешь в кучу, а потом отсеиваешь, комбинируешь, отрезаешь, пришиваешь, раскладываешь по полочкам… это может продолжаться бесконечно долго. Кайф.

Еще один вопрос про иконки. Как у вас обычно проходит процесс создания, например, для Flaticon? Имеют ли место четкие условия: бриф, техническое задание? Или стиль, цвет, уровень детализации - на ваше усмотрение?

— Да, есть небольшой бриф, сейчас мы к этому пришли, хотя поначалу почти всё оставалось на мое усмотрение. Да и цветные иконки начали делать не так давно. Процесс выдачи задания выглядит примерно следующим образом: «Привет, Сергей, нам нужен пакет из 40 иконок на тему «Китайский Новый Год», в особом стиле «special», с толщиной линий 15pts». За все два года меня просили переделать какую-либо конструкцию от силы раз пять. Хотя бывало, что я сделал полный набор, а его не приняли по каким-то непонятным причинам. Тогда я беру и заливаю его на свободные ресурсы вроде Iconfinder, Iconscout, Creative market… Делаю презентацию на Behance и рекламирую в соцсетях. Продажи идут медленно, но если заморочиться, то можно неплохо зарабатывать и там.


Laboratory icons set из портфолио Сергея


К каким еще интересным проектам довелось приложить руку?

— В основном заказы поступают именно на иконки, бывает, заказывают иллюстрации. Буквально на днях написали ребята из Австралии. Они делают книгу под названием «Безье», такой набор векторных иллюстраций. Очень бы хотелось принять предложение, но времени совсем нет. Еще в феврале сеть магазинов 21Shop собирается заклеить свои витрины иллюстрациями. Я в деле, но, опять же, если будет время. Работать с зарубежным клиентом намного приятнее, хоть и сказывается мое слабое владение английским. Иностранцы больше доверяют дизайнеру, его мнению. Они понимают, что это полноценная профессия. Это очень способствует экспериментам, и, следовательно, развитию и прогрессу. У нас в России всё-же есть жесткая вертикаль, начальника не переспоришь. Хотя, может, у меня просто мало опыта. Простите, отвлекся.
Сейчас же ни один сайт, ни одно приложение без иконок не обходится.
— Я специально зашла на Flatiсon и вижу, что иконок тысячи, а может даже тысячи тысяч, и все очень разные - функциональные и не очень, лаконичные и совсем мультяшные. Вам известно, кто ваш потребитель? Кто использует ваши работы из библиотеки? Это начинающие строители сайтов, которые заказывают иконки на стороне? Знаете, как Шишкин, согласно байке, "Утро в сосновом лесу" рисовал сам, а мишек ему студенты дорисовывали. Маленькие бизнесы и проекты, или совсем немаленькие? Очень интересно.

— Еще лет пять назад иконки не были так массово популярны как сейчас, была немного другая эра интернета. Тогда иконографикой мало кто занимался. Сейчас же ни один сайт, ни одно приложение без иконок не обходится. Поэтому появилось целое направление в дизайне, десятки сайтов предлагающие тысячи иконок. Я долго не понимал, кто мой потребитель, пока не начал натыкаться на свои работы на сайтах, буклетах, флаерах, стенах, даже на игральных картах. Это уже не просто информационные пиктограммы, это почти замена словам. Во Flatiсon мы делаем иконки на все случаи жизни, даже если тема не особо востребована. У крупных проектов обязательно есть человек рисующий пиктограммы, либо они заказывают разработку у подрядчика. Поэтому стоки в основном для среднего звена.

Space icons set из портфолио Сергея

— Визуальные образы повсеместно понемногу вытесняют текст. Как вы к таким жанрам, как стикеры для мессенджеров, в том числе анимированные, язык emoji, мемчики, профессионально относитесь? Не интересуетесь?

— Уже не раз предлагали и мне этим заняться, последний раз звонили с Love радио. Немного другая сфера, это скорее к иллюстраторам. Как пользователь к стикерам отношусь прохладно, а вот некоторые эмодзи активно использую. С профессиональной точки зрения - это востребованный продукт, а значит, еще какое-то время остается перспективным. Обязательно сделаю свой набор няшных зверушек.
Это место для профессионального или экзистенциального совета от Сергея Ершова начинающим специалистам.

— Учиться, развиваться и не останавливаться в этом процессе никогда! Если ты начинающий дизайнер, не бойся экспериментов, выкладывай свои работы в сеть, делись с друзьями, продвигай себя в социальных сетях. Благодаря интернету весь мир теперь как на ладони, и если хочешь развить себя как профессионала, не нужно даже не выходить из квартиры. Главное - не лениться и уметь управлять своим временем, чего я еще не научился делать.