Среда обучения

З

Наконец, мы вернулись к буквам, где все в порядке с основным термином. "З" – знаки.
Мы не забыли про подборку дизайнеров, преподавателей и, конечно же, про термины - без них никуда.
Термины:
Знак
– материальный, чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающие в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия. Знак является не самим объектом, но его «именем».

Знак означает не только и не столько какой-либо объект (предмет, процесс, явление), но выражает общепринятое представление о нём. А в процессе функционирования в человеческом общении знак может получать дополнительные значения, зачастую весьма объёмные и отвлечённые.

В семиотике, науке о знаках, принята следующая классификация знаков:

Знаки-копии (иконические знаки). Они изобразительны и схожи с замещаемым объектом. Эти знаки непосредственно отсылают к понятиям. Их задача - быть опознанными.

Знаки-признаки (знаки-индексы) основаны на причинно-следственной связи с обозначаемыми объектами. Это симптомы или приметы.

Знаки-символы находятся с объектом в ассоциативной связи, основанной на соглашении. Они несут развёрнутую, концептуально нагруженную информацию. Зачастую знаки-символы передают целую систему понятий.

Знаки также могут классифицироваться по своей обращённости к человеческим чувствам (аудио-, визуальные, аудиовизуальные), по характеру используемых выразительных средств (вербальные, графические, жесты и пр.). Классификация может уточняться в зависимости от определённой сферы человеческой деятельности. Например, американский архитектор Ч. Дженкс в отношении к архитектуре трактует классификацию знаков следующим образом:

  • знаки-индексы — знаки, непосредственно указывающие на значение, подобно стрелкам-указателям или прямым коридорам. Следуя этой логике к знакам-индексам, можно отнести и ориентированную порталом дверь, а также сложившиеся в различных культурах «функциональные типы» зданий и пространства.

  • иконические знаки — знаки, в которых «форма является объяснительной схемой функции». Джэнкс относит к иконическим знакам так называемые «здания-утки». Пример этому здание фабрики головных уборов, напоминающее своими очертаниями птицу. Основным здесь является не столько ссылка на фундамент, сколько его изобразительность.

  • знаки-символы — наиболее мощные и убедительные знаки. Они усвоены и признаками людьми. Знаки-символы не просто единично присущи объекту, они вскрывают целый ряд культурных связей и ценностных отношений.

Знаки могут быть системными (т. е. быть элементом определённой знаковой системы, языка культуры) и несистемными (неязыковыми или единичными).

Знаковая система
— совокупность знаков (чаще всего однотипных), которая обладает внутренней структурой, явными или неявными правилами образования и употребления её элементов. И служит для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных процессов. Применение языковых знаков, в отличие от несистемных, обусловлено не только контекстом, но и принятыми в данных языках синтаксическими и семантическими правилами.

Классификация знаковых систем осуществляется по типам составляющих их знаков (вербальные, жестовые, графические, иконические, образные, формализованные). Основанием для классификации могут также служить специфические особенности их синтактики, семантики или прагматики.

Главное отличие символа от знака: смысл символа не подразумевает прямого указания на означаемый объект.

Многоплановость и неоднозначность прочтения символа — результат не только различных знаковых ситуаций и интерпретаций. Основной чертой символа является избыточность смысла. Символ — обобщённый и условный знак, который соединяюет в себе свойства абстрактного понятия или аллегории как формы иносказания и принципиально многозначного художественного образа, окружённого множеством разветвлённых и субъективных ассоциаций.

Любая вещь может быть наделена символичными значениями, которые варьируются от культуры к культуре и могут меняться с течением времени. Основополагающие символы выражают кратко и без перевода то, что потребовало бы много слов и разъяснений. Это свойство символа превратило язык символов в особый универсальный язык религиозной (мифологической) картины мира, передаваемой средствами изобразительных искусств и мифологического языка.

Знак товарный
— Один из объектов промышленной собственности, который выполняет функции гарантии качества и его рекламы. Имеет регистрацию и правовую охрану.

Профессионально выполненный торговый знак должен:
- облегчать распознавание товара или услуги;
- способствовать лучшему запоминанию объекта;
- сообщать информацию в компактной, изысканной форме;
- побуждать купить объект или услугу;
- вызывать чувство надежности и качества;

При создании знаков могут быть использованы изображения.
Торговый знак не должен быть:
- слишком похожим на уже зарегистрированные знаки;
- общеупотребимым словом или общенациональным символом (например, нельзя зарегистрировать как товарный знак такие имена и названия, как «икра красная» или «Георгий Победоносец»;

Торговый знак будет возникать на основе:
- анализа брифа (анкеты-описания товара и услуги, а также ожиданий заказчика);
- вычленения из брифа свойств товара или услуги, которые будут обыграны при создании торгового знака;
- тенденций современной моды: графической и дизайнерской;

В лучших образцах знаков всегда чувствуется т.н. «магический эффект», способность вызывать ассоциации, воздействовать на чувства, производить эффект.
Золотое сечение
— (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и в изобразительных искусствах. Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи.
Дизайнеры:
Наши преподаватели:
Копирайтер. Прежде креативный директор в Publicis Russia, «Родная Речь», Leo Burnett. Работала с брендами Coca-Cola, Audi, Lexus, Samsung, МТС, OBI, Efes, Nestle, Sanofi, «Русское море», «Балтимор», «Талосто». Призер международных фестивалей рекламы ADCR Awards и Red Apple.
Зверева Ирина
Преподаватель курса "Копирайтинг"

небольшая статья:
Знак
Знак — материальный, чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающие в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия.
Знак в общепринятом значении - набор простых геометрических фигур: квадрат, крест, круг, звезда испокон века у разных народов являлись основой многих знаков.

На эволюцию знака оказали влияние, как различные исторические эпохи, так и разные народы:
  • клинопись – ребусно-слоговая письменность, состоящая из черточек на влажной глине в эпоху мегалита;
  • идеограммы – легли в основу китайской письменности (точнее китайских иероглифов);
  • иероглифы (греч. hieros – священный, glyphe – вырезать) – рисунки-знаки древнего Египта;
  • древние верования в духов природы, одушевленных и неодушевленных объектов (фетишей и тотемов), троллей, фей, гномов.
Для обозначения и идентификации этих существ стали применять абстрактные символы и знаки вместо реального изображения.

    Три вида знаков:
    Пиктограмма
    Пиктограмма ис­пользует форму, цвет, звук, текстуру и другие графические элементы для создания узнаваемой связи между образом и идеей. Хотя кажется, что пиктограммы естественно связаны со своими объектами, они опираются на культурные соглашения различных степеней.

    Пиктограмма. Рисунок собачьего тела или морды напоминает о собаке.
    Указатель

    Указатель указывает на объект, а не представляет его в аб­страктной или графической форме. Собачьи кости, собачьи миски и соба­чьи будки — знакомые объекты, кото­рые могут занять место самой собаки. Указательные знаки часто позволяют дизайнерам прийти к самым неожидан­ным решениям.

    Указатель. Собачий лай или звяканье ошейника указывает на физическое при­сутствие животного.
    Символ
    Символ — это абстрак­ция. Самые общепринятые символы, которыми мы пользуемся, — это слова. Алфавит представляет собой еще один набор символов, призванный обозна­чать звуки языка. Буквы с, о, б, а, к, а имеют лишь произвольную связь со звуками, которые они изображают.

    Символ. Слово «собака» является аб­стракцией, ни видом, ни звучанием не на­поминающей собаку.
    В рамках обучения вы пройдете:
    Репродукция логотипа
    Преподаватель: Дарья Садкова

    Бренд — важнейший элемент имиджа компании. В течение всего курса вы будете отрисовывать известные логотипы. Искать модульную сетку, понимать структуру построения знака, анализировать и ощущать минимализм успешных логотипов. Особое внимание надо уделить узнаваемости знака, его связи с продуктом, к которому он относится.
      Иконографика
      Преподаватель: Александр Богомолов

      Курс будет полезен особенно тем, кому, так или иначе, приходится сталкиваться с рисованием и применением иконок. Но помимо этого даст более широкое понимание визуальных коммуникаций в целом. Начиная с истории и заканчивая восприятием человека, мы детально всё разберём и с головой погрузимся в тему. Польза от этого будет точно.
        и еще:
        Для чего нужен товарный знак
        Runetlex TV

        И напоследок про знаки: